
Фильм «Ещё раз про любовь» вышел на экраны в 1968 году и сразу стал очень популярным. Кинокартина снята Георгием Натансоном по пьесе «104 страницы про любовь». Пьеса написана драматургом (и по совместительству третьим мужем исполнительницы главной роли – Татьяны Дорониной) Эдвардом Радзинским несколькими годами ранее, поставлена во многих театрах в СССР и за рубежом и тоже имела громкий успех.
В центре сюжета на первый взгляд незамысловатая история любви стюардессы Наташи и физика-ядерщика Электрона (да, такое имя) Евдокимова. Короткие встречи, романтические прогулки по городу, ссоры и примирения... В этой паре героиня любит больше, герой – непонятно, любит ли вообще, они слишком разные люди, но разве противоположности не притягиваются? И когда желанное счастье так близко, неожиданный финал заставляет зрителя задуматься и не ставить эту историю в ряд мелодрам с банальным хэппи-эндом.
«Ещё раз про любовь» впервые просмотрен мною в юности и произвел на меня большое впечатление, хотя тогда я его не пыталась анализировать. Меня заворожила не столько героиня, сколько атмосфера фильма. Хотелось перенестись в 1968-й год, гулять ночью по московским улицам (хотя большинство «московских» сцен снимали в Сочи), влюбляться и петь под гитару. Что и говорить, тот период – интересное время: это и космос, и "оттепель", и "спор физиков и лириков"... Фильм Натансона не похож на большинство советских картин про любовь, в которые создатели вплетали агитки, лозунги и идеальные чувства благородных героев, у которых первое место в сердце занимает не любимый человек, а Родина. По стилю и подаче «Ещё раз про любовь» мне всегда казался слегка европейским. Мне нравились диалоги героев – немногословные, но интересные, «между строк». В целом заметно, что фильм снят по пьесе.
При очередном просмотре я видела в этом кино что-то новое, моё отношение к героям менялось по мере моего взросления. Про этот фильм много написано, его обсуждают до сих пор, каждый критик или простой зритель видит своё. Кто-то воспринимает фильм как простую, очень «женскую» и даже пошленькую историю любви без каких-то тайных смыслов; кто-то – как признание любви периоду 60-х; иные, наоборот, угадывают подтрунивание над тем временем. Наши современники много анализируют отношения героев в контексте актуальной темы абьюзивных отношений, нарциссов и их жертв. В советское время фильм подвергался критике из-за его аморальности. Это же немыслимо: женщина встречается с мужчиной без вступления с ним в брак, и этот мужчина у неё не первый и даже не второй (хоть ей не шышнадцать!), она самостоятельна, у неё есть характер и твердые принципы, несмотря на любовную зависимость. Она едва ли не феминистка. Героиня не вписывалась в идеологию, может быть, поэтому таков её финал.
Я люблю необычных, даже слегка чокнутых персонажей. Бортпроводница Наташа – «самая красивая девушка Москвы и Московской области», получившая повышение до «самой красивой девушки в СССР». Её определенно любят люди и она отвечает им взаимностью. Она слегка не от мира сего, романтичная и странноватая особа, но в то же время иногда говорящая мудрые вещи. Татьяна Доронина – знаменитая и уважаемая артистка, но я нахожусь в числе зрителей, считающих, что роль Наташи ей не подошла. Нет в актрисе той лёгкости, эфемерности и нежности, которые по задумке должны быть у Наташи. Её томная манера речи раздражала и казалась наигранной, не подходила её внешности. Можно быть сильным артистом, но не совпадать с персонажем по энергетике. Мне кажется, на эту роль подошла бы Елена Соловей, которая на момент съёмок фильма была очень молода, но впоследствии в нескольких фильмах показала эту «некаквсешность». Мы знаем, кто из современных подошел бы, но об этом ниже. Кстати, режиссёр поначалу не хотел утверждать Доронину на роль, но Эдвард Радзинский настоял, да и Татьяна уже играла Наташу в театре.
Евдокимова хотел играть Высоцкий, и многим нравилась его кандидатура, но в итоге сыграл Александр Лазарев – и он хорош в этой роли. Влюбленного в главную героиню лётчика сыграл Олег Ефремов, у него получился тонкий и печальный образ эдакого современного рыцаря в вечной френдзоне, как сказали бы сейчас. Также здесь есть отличная маленькая комедийно-трагическая роль Александра Ширвиндта. В общем, мужчины мне понравились все) Кстати, в это сложно поверить, но в реальной жизни Лазарев, показавший на экране эдакого альфу, побаивался Доронину. Боялся её и Радзинский.
В 2002 году вышел дебютный фильм режиссёра Веры Сторожевой «Небо. Самолёт. Девушка» с Ренатой Литвиновой. Конечно, роль томной, оригинальной, «неземной» девушки, живущей в своем мире, подходит этой актрисе. Но правда в том, что почти везде она создает один и тот же образ. Даже если не везде, то наиболее Рената хороша, когда играет Альбину из сериала «Граница». «Я летаю, я в раю…» (с) Если кто-то поклонник Ренаты и её манеры игры, то стюардесса Лара из «Небо. Самолёт. Девушка» – это квинтэссенция «ренатылитвиновости». И это красиво.
Хороша Инга Оболдина в роли второй стюардессы – подружки главной героини. Очень живая игра актрисы, с юмором изобразившей приземленную девушку с неудачными попытками устроить личную жизнь. Она полная противоположность героини Литвиновой, но тоже интересна, с запоминающимися репликами.
Возлюбленного героини Георгия играет Дмитрий Орлов. Не скажу, что он сразил харизмой, но его герой тут человечнее, чем герой Лазарева, не такой высокомерный, не такой хам и не нарцисс, а закрытый и не очень счастливый человек. Этот персонаж не учёный, как в советском фильме, а военный журналист.
Интересная деталь: Михаил Ефремов играет ту же роль безнадежно влюбленного летчика, что и его отец Олег Ефремов в советском фильме. Олег выглядел более благородным, его сын в ремейке – более жалким, хотя из всей династии самым талантливым считаю Михаила.
Хотя финал у обеих картин один и тот же, ремейк показался мне более грустным и безысходным, даже не из-за концовки, а из-за общей тональности. Подумалось, что это фильм об одиночестве. Одинока Лара, одинок Георгий, и если бы им было дано больше времени, они бы, возможно, могли сделать друг друга счастливыми, но у жизни свои планы. «Самые прекрасные истории любви — те самые, прожить которые нам не хватило времени» (Клод Лелуш).
Оба фильма я люблю пересматривать. «Небо. Самолёт. Девушка» всё же уступает оригиналу, в нем меньше души, он более прост. А «Ещё раз про любовь» – классика кино.
Благодарю Misa и всех за киноигру. Было интересно, несколько фильмов я добавила в список к просмотру и что-то уже посмотрела.
Комментарии
Люблю оба фильма, но чаще пересматриваю "Небо. Самолёт. Девушка", он ближе по восприятию, возможно из-за современности, или что герои кажутся реальными и даже знакомыми. Мужские персонажи хороши, пусть и не такие модные как в 60-е физик ядерщик или интеллигентный командир экипажа)) По мне, даже маленькая роль у Бойко вызывает симпатию, вот они все земные реальные, но всё же печальные.
Литвинова очень нравится в этой роли, такая красивая чуднючая девушка в которую все влюблены. За все годы что смотрю у меня слёзы в финале на титрах). Даже читая пьесу Радзинского плакала.
Фильм с Дорониной очень стильный, Вы верно заметили что он более европейский и это здорово.
Кстати спустя много лет узнала что в фильме 2002 года Георгия(Орлов) озвучивал Хабенский, интересно почему)) а вообще фильм мне всегда казался авторским, очень он выделяется на фоне простеньких мелодрам, отчасти из-за своеобразных актёров в эпизодических ролях.
Автор, Вам спасибо за пост о любимом кино)))
Vladi, очень пронзительный финал в обоих фильмах, я прослезилась и мне не стыдно) Пьесу тоже прочитала для общего развития, думала, она сильно отличается от фильма, но нет.
Да-да, вайб итальянского или французского кино тех лет. Некий стиль, изящество, полутона. Некоторые проводят параллель с "Мужчиной и женщиной" Клода Лелуша.
Мне кажется, голос Хабенского очень подходит этому герою. Но вроде у Орлова и свой неплохой голос)
Как там Доронина красиво ходит на каблучках, прм любуюсь. А вот прическа мне ее не нравится, старит ее.
Обожаю Ренату в этом фильме. Особенно, когда она поёт "Ночью лишь подушке, девичьей подружке, выскажешь свои мечты" (!)
Это был почти намёк)))
А теперь припев:
Если всё не так,
Если всё иначе,
Если думать нету воли.
Если сон бежит,
Если сердце плачет,
Плачет от невысказанной бо-о-оли :(
Если дни свои
Этой болью меришь,
Если ни во что не веришь,
Если, расставаясь,
Встреч не хочешь вновь,
Значит, ты ушла,
Моя любо-о-овь :(
(хнык)
"большинство советских картин про любовь, в которые создатели вплетали агитки, лозунги и идеальные чувства благородных героев, у которых первое место в сердце занимает все-таки не любимый человек, а Родина".Ээээ...а можно узнать про какие это фильмы речь?Просто когда речь заходит о "шуткий цовецкий пропаганда" я не могу понять о чем речь."Свинарка и пастух" что ли?)) Картина на самом деле очень типичная для того времени это и Июльский дождь,и Мой младший брат, и Застава Ильича. Ну,и конечно Я гуляю по Москве. А еще очень хотелось бы увидеть своими глазами как в обычной жизни коммуницировали Доронина и Радзинский))Она ему с придыханием Купил ли ты хлеба?А он ей с переходом на взвизг Нееет,забыыыл!!!!!
АМКоллонтай, так все перечисленные того же периода, "оттепельные", но даже от них фильм с Дорониной отличается. А в сталинские времена были похожие фильмы, без пропаганды? Мне кажется, хороших, толковых, чтобы именно на тему любви и отношений между мужчиной и женщиной, не очень много.
Ходили слухи, что он её панически боялся. На карачках уползал между креслами во время репетиции, чтобы не попасться жене на глаза, если видел, что она не в духе. И про несколько похожих случаев читала. Что она тот ещё генерал. А на фиолетовом писали про неё, что какую-то незнакомую девушку ударила ногой по заду, когда та выходила первой из лифта, только за то, что ехавший с ними мужчина (даже не партнёр Дорониной, не муж) чересчур внимательно на девушку смотрел. Приревновала.
Может быть, от жизни с Дорониной у Радзинского такой голос стал)
FGHJ, я их и привожу как пример типичности того времени.Но и до этого,если фильм был о любви (а их было немного) Сердца четырех,Весна.Может быть Машенька самые известные,я незнаю где там пропаганда.Если искать пропаганду,то как раз фильмы Оттепели сплошь про ученых,одни термоядерщики,архитекторы,учителя почему не алкаши и бандиты)Обсуждение советского кино всегда начинается про рассуждения о пропаганде,это и кинопоиск,афиша или какие то кинокритики.Одни и те же слова,одно и тоже клише что то типа "яркий пример агонизирующей эпохи" или как любой фильм 68 года приплетают к вторжению в Чехословакию.
АМКоллонтай, фильмы Девчата, Весна на Заречной улице, Высота - все хорошие, но не без идеологии, не говоря уже о хите Свадьба с приданым, где герои поругались из-за соревнования колхозов😁😁😁
Misa, в Девчатах идеология...Ок)))Люди бежали в тайгу от бесчеловечного режима.Тайга как символ замороженной в ожидании страны.
Мне нравится больше второй фильм, но я просто очень люблю Литвинова, а в Орлова (как в актера) просто влюбилась после этого фильма.
Спасибо автору за разбор! Всё правильно. Фильмы разные, но нравяться оба.
Напишите кто-нибудь чем этот фильм заканчивается, смотреть не хочу. Неужели она разбивается в авиакатастрофе?
Сгорает заживо, спасая беззащитных детей (!)
Вот не думала, что Доронину можно "переплюнуть" в её манерности))) в оригинальном фильме такая специфическая манера, да ещё и театральная подача меня всю дорогу коробили. А Лазарев вообще, как по мне, не тянет на альфу - ну вот "не верю"))) из всего фильма хороши второстепенные - Ширвиндт и Ефремов))) и вот, однако, есть Рината, которая удивительным образом "переиграла" Доронину))) и она действительно в этой истории гармоничнее - нежнее и трогательней, и ее фирменная чудинка очень по месту))) но я вообще люблю Литвинову, грешна))) и Орлов (я его одно время путала с Вдовиченковым))) хорош - как вы правильно сказали, несчастливый, закрытый, травмированый... если бы у них было побольше времени, то эта история могла бы иметь счастливый конец... а, с другой стороны, есть такие истории, которым не суждено хорошо закончиться...
Честно, мне оба фильма нравятся))) оригинальный действительно снят в этой специфической стилистике неореализма, и, даже несмотря на "кондовость" Дорониной и Лазарева, в целом, трогает сюжетом и атмосферой. А в фильме с Литвиновой история смотрится убедительнее из-за современной и мне более понятной подачи и удачного каста, кмк)))
Спасибо, автор!
moroshka, в ремейке есть сцена, которой нет в старом фильме и пьесе: где герой Орлова рассказывает героине о своей матери. О том, что недосмотрел, не дал любви, был равнодушен, а потом стало поздно. С тех пор он не хочет к кому-то привязываться, так как боится терять и страдать. И если сравнивать с довольно самовлюблённым героем Лазарева, то герой Орлова производит более приятное впечатление.
После "Границы" я тоже любила Литвинову. Потом она постепенно разонравилась, особенно после её судейства в "Минуте славы" и некоторых откровенно снобских, хамских высказываний в интервью, пусть это даже часть образа. Но тем не менее за эти годы посмотрела с ней многое, даже режиссерские работы)
FGHJ, вот, я забыла этот эпизод с Орловым, а сейчас вы напомнили. Да, тогда понятно, почему он сопротивлялся этой привязанности... а у Электрона эгоизм и самовлюбленность торчали повсеместно - у меня изжога на таких мужчин...
У меня с Литвиновой тоже примерно как у вас. Я обожала её персонаж в Границе. У Муратовой она такая потусторонняя полуфея, потом у Меликян тоже - манифест женственности и нетаковости... ну а потом "Остапа понесло"((( но я все же "ценю воспоминания", если можно так выразиться)))
moroshka, по пьесе, мне кажется, Электрон помоложе. Но, вообще, Наташа о нём правильно сказала- у него не было настоящего горя. Мне очень нравится, как сыграл Лазарев. И напускное пренебрежение, и бравада, и ревность сквозь зубы, и ощущение своей неотразимости и гениальности. Весь мир у ног. Он так эгоистично верит, что его не заденет любовь, что просто на глазах влипает в неё по самую макушку. И от этого финал еще трагичнее
Спасибо автор. Мне фильм напомнил рассказ Саган "немного солнца в холодной воде"
Здесь героиня,так же, выбирает партнёра не из своей среды, что не редкость в жизни.
Начинается интересная игра кошки-мышки. И вот он, пртивник, уже покупает для неё цветы, а всё...
Лазарев понравился (тролинг Ландау?)
Доронина - получилось как всегда. Любовь красивая
Отношусь к тем кому не нравится Рената, если вижу ,что в фильме она - смотреть не буду,
да не рвите меня её поклонники
М.Ефремов ещё на человека похож и Рената с родным носом, зря отпилила, кмк
Почему же зря? :) Прежний нос был слишком мясистым. А новый носик делает лицо Ренаты более тонким, изящным. Это подтвердит любой скульптор или художник (!)
У её пластического хирурга оказались золотые руки.
Не видела ни одного фильма ) не люблю Доронину совсем )) но по описанию, мне кажется, именно такие девушки как Доронина (ее образ на экране, конечно) могут влюбиться и "бегать" за мужчиной, а такие, как РенатаЛитвинова - нет. Но надо смотреть, конечно, может, я неправильно поняла )
Автор, спасибо огромное за прекрасный пост. Мне мама рассказывала, как немыслимо был популярен первый фильм - на него по 20 раз в кино ходили! Я его смотрела и так хотелось поменять там Доронину! Например, на молодую Галину Польских, но какое там с мужем-сценаристом🥺🥺🥺Лазарев не нравился внешне и по манере игры, его сын красивее и более в моем вкусе в молодости был😁 Как он зажигал в фильме с Кутеповой!🔥🔥🔥 Второй фильм тоже очень романтичный и манерная Рената там на месте. Мне не понравился Орлов - мужик красивый, но актер никакущий. Ефремов его переиграл бы даже в анабиозе.
Misa, мне вся семейка Лазаревых во всех поколениях, и женских и мужских, кажется слабыми актерами. Просто часто попадали в нужный и модный типаж, недоДжульетта Мазина, недо-альфа самцы. Внучку не видела, тоже такая же?
nemodnaj, не видела пока, но для непо в хз каком поколении попадать в типаж уже победа😎
Misa, спасибо за комментарий. Лазарева-младшего видела только в "Идиоте" и паре фильмов, где он уже не молод. Видный он, конечно. Отца его, мне кажется, только в "Ещё раз про любовь" и видела.
Ефремов очень талантлив. Очень жаль, что так всё произошло, уничтожил чужую жизнь и сломал свою.
Какая же Литвинова в этом фильме чудесная....
Вот удивительно, да? Никому не нравится Доронина (мне тоже в этом фильме), но всем нравится фильм. Для меня Доронина более гармонична в фильме "Три тополя на Плющихе", ей больше идет роль простой деревенской женщины, но тоже, кстати, с чудинкой. Или в фильме "Мачеха". Короче, у нее внешность зрелой женщины и роль девушки ей не очень подходит. Да и сомневаюсь, что в стюардессы могли взять девушку "в теле". Скорее, нет.
St_Edda, Доронина идеальна в "Трех тополях на плющихе", потому, что это абсолютно её типаж, "простая" женщина. Ну и играет прекрасно. А "сложная", тонкая-звонкая, легкая стюардесса - не её.
Но, что очень важно для восприятия старого фильма: стюардесса и физик - это образы ЭПОХИ и не только в СССР, во всем мире, они на пике моды, ролевые модели. То есть герои - очень круты для того времени. И Доронина - как актриса - одна из самых популярных актрис того времени. И их манера общения -тоже правильная для 60х годов, Радзинский молодец. То есть в старом фильме есть "воздух времени", зрители хотели быть такими - элегантными, дерзкими, романтичными, немного загадочными, "сложными" и выпендрежными)). У нее всегда - рейс, а он всегда улетает "на альфу".
А новый фильм этого лишен, это просто история любви, но уже из другой эпохи, где приметы 60х годов ничего не значат.
Aquarius, сама Доронина далеко не простая женщина, тем более удивительно, что она так идеально воплотила образ безгранично терпеливой русской женщины.
"Простая" Доронина не смогла бы три десятилетия подряд возглавлять театр (МХАТ им. М. Горького). Евгения Симонова, например, вспоминала, что боялась Доронину, потому, что по складу характера та была - прима, и в жизни, и на сцене. Из интервью Симоновой: "Татьяна Васильевна Доронина, которую я любила с детства и которой восхищалась… Но находиться с ней на одной сцене было просто казнью. Она - фантастической одаренности, конечно, она великолепна, я считаю, абсолютно. Но рядом с ней находиться было очень трудно"... Доронина не терпела конкурентов (а еще больше конкуренток), обладая крайне властным, амбициозным и жестким характером.
Мое мнение, я специально написала "простая" в кавычках, подчеркивая, что имею в виду типаж, роли, а не саму Доронину, как личность.
St_Edda, не соглашусь, что она "в теле", тем более для стюардессы. У нее несколько крупновата голова, плюс она любила эти парики большие. По тем временам у нее фигура можно сказать стандартная.




Вот в качестве примера фото стюардесс тех лет.
И фото секс-символов Кустинской и Фатеевой.
St_Edda, дааа, Три тополя и Мачеха - Доронина там проникновенная, настоящая)))) сердце щемило, как ей сопереживаешь... я бы ещё добавила Старшую сестру - вот это просто Доронина, как есть))) ну, про театр не говорю, это её стихия)))
St_Edda, мне нравится Доронина в этом фильме. Она и ранимая, и наивная, и мудрая, и красивая. И она очень соответствует эпохе и представлениям о красоте в те времена. Может быть и другая советская актриса справилась бы с ролью, но это был бы другой фильм, с другими интонациями и акцентами.
Я читала и пьесу и смотрела оба фильма. Мне Доронина не особо нравилась в фильме, а после того, как прочитала пьесу, то ещё больше в этом убедилась, не ее эта роль. А вот Лазарев на своем месте и очень некрасивый, но дико притягательный.
Небо.Самолет.Девушка - фильм чисто с атмосферой нулевых, Рената там понравилась, очень милая и нежная без своего раскраса. Единственное, было сложно смотреть из-за озвучки Хабенского, для меня был диссонанс какой-то. Могли бы тогда уже Хабенского на главную роль взять.
А я, наоборот, вижу в лице Лазарева множество эстетических достоинств. На мой взгляд, он идеально подошёл бы на роль Бонда :) У него красивый профиль и выразительная нижняя челюсть. Интересный мужчина.
Я еще в юности посмотрела Еще раз о любви и он меня поразил, очень атмосферный, в духе времени, хотя я об этом в том возрасте не задумывалась, просто на уровне ощущений. Доронина мне нравилась, и мне не казалось, что она не на своем месте. И мне она потом везде нравилась, несмотря на слухи про ее характер. Ходили в театр на нее, лет 10 назад, играла она Вассу Железнову - и болела уже, и к 80 ей было (Васса моложе по скрипту), но переиграла весь состав она там, не напрягаясь..
Римейк видела только отрывками, каст вроде ничего так, но что-то важного будто нет. Хотя Рената мне по молодости нравилась, а за ее документалку "Нет смерти для меня" я готова ей все простить)))
Vally5555, ведь Ренате в "Нет смерти для меня" удалось в большей или меньшей степени раскрыть и разговорить почти всех участниц интервью, а это не так легко. Тоже люблю эту передачу.
Спасибо за пост. Я первым увидела фильм "Небо, самолет, девушка" и мне он понравился, Рената там абсолютно точно на своем месте. Орлов внешне интересный, но играет слабовато. Михаил Ефремов как актер переигрывает его просто в два счета. А после я уже решила посмотреть и первый фильм с Дорониной и мне он тоже понравился! Несмотря на то, что как и многим в этом посте, мне не очень нравится Доронина в главной роли, фильм я все равно считаю очень даже хорошим и во многом это заслуга и драматургии Радзинского, все же написано очень удачно. Так что я бы сказала, что оба фильма хороши по-своему, но Рената в качестве главной героини больше подходит на эту роль.
Всем спасибо за комментарии.
Спасибо за пост. Очень люблю « Еще раз про любовь», для меня там нет ни одного фальшивого кадра или реплики. И актёры для меня абсолютно уместны. Да, когда я читала пьесу, представляла кого- то немного иного, но вот в том варианте, что в фильме, для меня все актёры удивительным образом совпадают и помогают друг- другу создавать более яркие образы. И сколько бы я этот фильм не смотрела, всё равно залипаю, а в конце еще и плачу.
« Небо, самолёт, девушка» - очень достойная экранизация, и , наверно, для молодежи будет более понятен.
Добавить комментарий